Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси
К преступлениям против
половой неприкосновенности или половой свободы личности
относятся: изнасилование (ст.166 УК), насильственные действия
сексуального характера (ст.167 УК), половое сношение и иные действия
сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего
возраста (ст.168 УК), развратные действия (ст.169
УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст.170 УК) и др.
Уголовным
законодательством предусматривается ответственность за половое сношение и иные
действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего
возраста, причем и в тех случаях, когда они совершены без подавления свободы
воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без
использования беспомощного состояния подростка, т.е. с добровольного согласия
потерпевшей (потерпевшего).
Таким образом, совершение указанных действий даже по обоюдному согласию является уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18-летнего возраста. Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст.168 УК Беларуси. Санкция указанной статьи предусматривает два вида наказания – ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
Проблема половых посягательств в отношении несовершеннолетних является одной из серьезнейших проблем современного общества. В последнее время, несмотря на ужесточение мер ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, наблюдается тенденция к увеличению подобных посягательств.
Особенностью некоторых уголовных дел является то, что обвиняемыми выступают близкие люди потерпевших – мать, отец и отчим. Официальная статистика правоохранительных органов не отражает полную картину половых посягательств, совершенных в отношении детей. Сложность ведения статистики по половым преступлениям в отношении несовершеннолетних обусловлена тем, что родители и дети скрывают подобные преступления.
Как
уберечь ребенка от сексуального насилия!
Советы
родителям
Расскажите детям об их праве на личную
неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми
средствами.
ВАЖНО научить ребенка отличать
уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и
должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в
любой форме.
Дети должны находиться на улице в кругу
друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе
громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это
остановит.
Родители ВСЕГДА должны знать
куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о
помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения.
Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
Если относительно какого-то незнакомца у
ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть
сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об
этом громко в трубку телефона.
Мобильный телефон сегодня решает многие
проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а
номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или
на рабочем столе смартфона.
Особое внимание ребенок должен обращать
на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная
угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону,
противоположную движению автомобиля.
В детях необходимо воспитывать строгие
правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое
соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте
внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с
эротическими сценами.
НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут
применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут
предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать
интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в
провожатые.
ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на
контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он
стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых
действиях безобидную и приятную забаву.
НЕРЕДКО преступником оказывается
человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных
служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
Жертвами половых преступлений чаще
оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По
этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие
воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств
не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или
даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.
Постарайтесь, чтобы дети рассказывали
вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо
уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
Если
Вы не знаете, как поговорить с ребенком на щепетильную тему, позвоните на
горячую линию: 8-801-201-55-55
Звонок
бесплатный, доступен со стационарных телефонов, МТС, velcom | A1, life:) по
всей Беларуси.
Как относиться к отметкам ребенка
Памятка для законных представителей при выборе профессии
- Никак не участвуют в процессе выбора специальности, готовы согласиться с любым выбором.
- Действуют с позиции «Я лучше знаю», настаивают на своем, не оставляя выбора ребенку.
- Изучают сайты учебных заведений, организуют посещение детьми дней открытых дверей в университетах и так далее.
- Обсуждают вместе с детьми все существенные вопросы; учитывают их индивидуальные предпочтения; рассказывают о своем (пусть даже негативном) опыте выбора профессии и его последствиях; помогают составить план самостоятельных шагов выпускника; принимают его окончательный выбор.
- Уважайте в ребенке индивидуальность. Он не обязан разделять ваши интересы и увлечения. Вместо того чтобы пытаться склонить сына или дочь к профессии вашей мечты, прислушайтесь к их собственным желаниям.
- Будьте позитивным примером для своих детей. Помните, что они (порой бессознательно) повторяют отношение родителей к их собственной профессии.
- Важно не откладывать выбор специальности на последний год обучения в школе. Решение, принятое в спешке, вполне вероятно, будет неправильным. Начните разговор о выборе профессии заранее, помогите ребенку составить план действий.
- Наверняка у вас есть собственные идеи, куда идти учиться вашему выпускнику. Но, прежде, чем выдавать готовые решения, выслушайте того, кому предстоит выбирать специальность и работать по ней. Спросите: чем бы он хотел заниматься, о чем мечтает, каким видит себя в будущем? Подумайте вместе, каких знаний о самом себе и о профессиях ему сейчас не хватает.
- Бывает и так, что подросток не понимает важности выбора профессии, равнодушен к будущему и не проявляет интереса ни к одной специальности. В этой ситуации важно не отчаиваться — ведь ваши эмоции передадутся ребенку. Помогите ему определить, что он делает лучше других, чем он любит заниматься, и вместе порассуждайте, в какой из специальностей эти умения могут быть значимыми. Вы можете предлагать свои варианты, но старайтесь учитывать способности и личностные особенности вашего ребенка.
- Поддерживайте интерес вашего ребенка к разным профессиям, постарайтесь помочь ему еще до поступления попробовать себя в тех специальностях, которые ему по душе.
- Помните, что работа – это не только финансовое благополучие, но и моральное удовлетворение от результата, и радость от процесса. Поэтому не поощряйте выбор, сделанный только из материальных соображений, и, тем более, не подталкивайте к нему. Самая престижная, но нелюбимая профессия способна сделать человека несчастным.
- Рассмотрите вместе не только плюсы, но и минусы профессий. Свои сложности есть в любой работе, и их нужно знать и учитывать.
- Если у вас возникают разногласия, не давите, а предложите порассуждать вместе или обратиться к специалисту. Давление может привести к конфликту и отказу подростка от вашего участия и помощи. Он останется один на один с нелегким выбором.
- Поддерживайте любые усилия вашего ребенка на пути к его мечте. Важно обязательно отметить момент, когда будет достигнут первый, пусть маленький, но реальный успех.
- Если уже после поступления (и даже после окончания учебы) оказалось, что выбор был ошибочным, не отчаивайтесь сами и не упрекайте своего ребенка. В этой ситуации ваша поддержка будет ему особенно нужна! Осознанную ошибку можно исправить: выбрать более подходящую область применения полученной специальности или получить еще одну. История знает много примеров, когда профессия, ставшая делом всей жизни, была выбрана не с первого раза.
- Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. Если ограничения отсутствуют, это значит, что взрослые идут на поводу у ребёнка, допуская попустительский стиль воспитания, отнюдь не лучший.
- Но! Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они обязательно должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
- Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребностью в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых он часто уважает больше, чем мнение взрослых).
- Правила, ограничения, требования, запреты, должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать, одним словом, начинают успешно манипулировать взрослыми.
- Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
- О наказаниях. От ошибок никто не застрахован, и настанет момент, когда Вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Помните, что степень наказания должна соответствовать серьёзности проступка, и здесь важно не переусердствовать. За один проступок наказываем один раз, а не припоминаем бесконечно чужие ошибки. Необходимо выстраивать со своим ребёнком добрые, по возможности доверительные отношения.
- Беседовать с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживать своё желание критиковать, а любой порыв ребёнка что-либо с Вами обсудить, поощрять. Демонстрируйте уважение к подростку, как к личности.
- Быть одновременно твердым и добрым. Взрослый должен выступать в роли не судьи, а советчика.
- Снимать излишний контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. В случае гиперконтроля ответный гнев не приведёт к успеху, а скорее испортит отношения.
- Поддерживать подростка. В отличие от награды поддержка нужна ребёнку даже тогда (и в первую очередь тогда), когда он не достигает успеха.
- Иметь мужество. Изменение поведения требует практики, времени и терпения.
- Демонстрировать доверие к подростку и уверенность в нем.
- Главное в отношениях с подростком - ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позицию по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности.
- Время безоговорочного авторитета взрослых безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия.
- Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ избежать больших проблем - быть готовым открыто обсуждать эти темы с ребёнком, говорить с ним на его языке и вместе находить иные пути для самоутверждения.
- Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизм. Подросток воспринимает многое из происходящего с ним с большой долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Только не нужно высмеивать ребёнка или подшучивать над его чувствами. А вот посмотреть на любую ситуацию с позиции позитива буде полезно.
- Если подросток захочет задать вопрос об отношениях с кем бы то ни было или спросить о том, что его волнует, не отказывайте ему в совете, но помните, что каждый вправе поступить так, как считает нужным.
Как преодолеть застенчивость?
Спасибо за интересную и полезную информацию! Успехов вам в работе с нашими детьми!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо,Вам.
УдалитьПолезная статья! Спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо за ролик
ОтветитьУдалитьинтересный